Business Girl: Екатерина Маликова о том, как построить успешный семейный бьюти-бизнес

Со-основатель и директор по развитию бьюти-компании Vlaekan Екатерина Маликова о том, как желание создать нейл-студию, которой еще не было в городе, привело к сотрудничеству с крупнейшими мировыми брендами.

18 лет назад Катя и ее мама Надежда Баланчаева вдохновились миссией запустить салон красоты, где будут делать самые современные маникюры на безопасных нетоксичных материалах. В 2020 году компания Vlaekan — это нейл-студия, салон BABOR BEAUTY SPA (где предоставляют услуги косметологи по уникальной методике Babor) и дистрибьюция таких авторитетных брендов, как JUST, Skin Regimen, Rexaline, Phyris и COSMEDIX. В интервью BF Катя поделилась почти 20-летним опытом в бизнесе и уроками, которые для себя вынесла, развивая компанию вместе с семьей.

BABOR BEAUTY SPA

О БИЗНЕС-УРОКАХ
— Расскажи, пожалуйста, с чего начиналась ваша компания?
— Как-то в начале 2000х мы посетили с мамой салон и сделали впервые наращивание ногтей. Почувствовали вау-эффект, что-то девчачье в нас сыграло, и мы подумали: было бы круто иметь свой салон. Начали искать помещение, взяли кредит. Семейные друзья из Европы познакомили нас с немецким брендом Alessandro. Вот так мы пришли в бьюти-индустрию, завезли этот бренд и открыли с таким же названием.

— В чем была уникальность ваших услуг?
— Бренд работал на бескислотных продуктах для наращивания и гелевого покрытия, что было тогда очень непопулярно, потому что все привозили токсичные средства для мастеров и клиентов. Это вызывало хроническую аллергию у людей. Нам повезло заключить партнерство с Alessandro, которые производил принципиально другой гель. Полтора года назад мы прекратили сотрудничество с брендом и провели ребрендинг, теперь мы — Vlaekan Nail Studio.

— Расскажи о факапах,  уроках, которые ты для себя вынесла.
— Самым сложным было выплачивать кредиты под 18%, первые лет 7 не зарабатывали ничего.
Однако мой главный факап – это нейл-бар Alessandro в торговом центре. У меня была классная, гениальная идея, которая обернулась полным провалом. Потому что, во-первых, неправильное место — ТЦ не привлекал клиентов, трафика не было. Второе — я не учла, что опытные классные мастера не захотят работать в торговом центре в нейл-баре.
Оказалось, в этом формате невозможен премиальный уровень сервиса. Например, предложить хороший кофе – провести электричество к стойке, у ТЦ свои запреты и требования, порой непредсказуемые. Дизайн нейл-бара мы с ними утвердили, но когда все установили, нам сказали «срезайте половину того, что сделали». Через 3 месяца мы закрылись.

— А если бы сейчас тебе пришлось начинать с нуля новый для тебя бизнес, ты бы пошла на это? Понимая, что снова придется набирать экспертизу и опыт?
— Думаю, я бы все-таки пошла на это, потому что мама – мегарисковый человек, она научила меня этому. Имея все-таки больше позитивного опыта, я бы решилась. Мы снова сделали это: в августе 2019 открыли салон BABORBEAUTY SPA с услугами, которых в Алматы больше нет.

— Как вы подошли к запуску бизнеса в этот раз?
— Eще на старте просчитывали рентабельность. Когда мы открывали Alessandro/Vlaekan nail studio, опирались только на внутренние ощущения, не думая о заработках, думали о том, что будем с мамой ходить очень красивыми и делиться этой красотой (улыбается).
Конечно, мы и сейчас хотим делиться красотой, но имея 15-летний опыт, применяем его: планируем доходность, изучаем рынок и потребности клиентов, анализируем свои сильные и слабые стороны – это более осознанный подход, нацеленный на результат. Второй момент — диверсификация рисков: мы больше не ставили всё на открытие салона, у нас есть дополнительный business unit, который сможет какое-то время поддерживать нас в развитии.

— В какой момент из одного салона красоты вы выросли в компанию, которая начала привозить в Казахстан очень крутые бренды?
— Благодаря хорошим отношениям с менеджментом Alessandro. Антонио Сарди, экспорт-менеджер, работавший там, однажды перешел в BABOR и позвонил маме: «Надежда Александровна, хочу, чтобы Вы занимались BABOR в Казахстане». Мы отказались (были полностью заняты салоном), но пообещали найти дистрибьюторов. Андреа приехал, встретился с ними, но в конечном итоге сказал: «Я хотел бы видеть партнерами именно вас» и предложил довольно лояльные условия.

— Какой был следующий бренд в вашем портфеле?
— Швейцарский Just, которым мы уже пользовались и в который были влюблены.

— Знаю, что в развитии этой марки вы уникальным образом поменяли существующую во всем мире бизнес-модель. Расскажи об этом.
— Just всегда развивался через прямые продажи. В какой-то момент мы написали в офис марки: то, как ведется бизнес сейчас, у нас не работает. В классическом оффлайн-ритейле бренд тоже не шел. Объяснение простое: продажу этих продуктов обязательно должны сопровождать консультации эксперта – средства функциональные, это важно объяснять детально потребителю. Вместе с топ-менеджером компании Ильей Маликовым мы придумали микрошопы – индивидуальные онлайн-магазины для амбассадоров Just в разных регионах.

— Кто целевая аудитория ваших бизнесов?
— Наша аудитория – это современная женщина от 25 до 35 лет, которая состоялась как личность, у которой есть карьера, может быть это предприниматель, человек с доходом средним и выше среднего. И, как правило, это женщины с активным образом жизни, всегда «on the go», много путешествуют, много видят.

— По какому принципу вы отбираете бренды, с которыми работаете?
— Наш принцип: представлять качественную нишевую косметику на классных ингредиентах, с историей, с опытом, с хорошей репутацией. Те, кто внушают доверие и косметика, которой, как правило, мы сами хотим пользоваться.
— Ты все бренды, которые вы привозите, тестируешь на себе?
— Да, обязательно. Я обожаю косметику в приципе. Плюс, когда бренды нам высылают сэмплы на пробу, мы привлекаем сотрудников компании как фокус-группу — у нас работает 40 человек и почти все женщины.

О РАЗВИТИИ В СЕМЕЙНОМ БИЗНЕСЕ
— Расскажи о твоей роли во Vlaekan с самого старта? Как происходило твое развитие внутри компании?
— Я выросла в семье предпринимателей. Уже с 6 класса начала свои бизнес-проекты в школе (смеется): например, когда я наклеивала образцы оракала (родители занимались стройматериалами) в форме птиц на тетради, одноклассники интересовались, что это такое и хотели себе такие же наклейки. Я продавала им эти стикеры и так начала свой первый бизнес. Этот детский опыт у меня один из самых ярких.
В 12-13 лет я уже знала, что такое, скажем, холодная сварка, могла проконсультировать любого строителя, а потом участвовала в строительстве первого салона. Я была еще школьницей, когда мы открыли Alessandro, в то время на мне было обучение мастеров. А дальше стояла в роли администратора на ресепшн: работала в сменах по 12 часов, отвечала за кассу, сервировала напитки. С меня спрос был такой же, как с любого сотрудника, мама не давала расслабиться. И это очень круто.

— А где ты училась?
В Oxford Brooks University на бакалавра по специальности International Business and Management.
Я уже четко понимала, что я буду работать на нашу компанию. Вернулась и стала работать управляющей в Alessandro.

— Управляете компанией твоя мама, ты и два твоих брата. Сложно ли работать с семьей, возникают ли разногласия, и как вы их решаете?
— Бывает, что мнения у нас часто расходятся, это нормально. Мы научились эти моменты спокойно слушать друг друга и понимать мотивы каждого. Над одним делом ведь работаем.

— В какой момент ты решила заниматься развитием всей компании?
— Этот период стал главным в моем становлении, потому что мне потребовалось внедрять огромное количество новшеств, изменений в том, что касается структуры, персонала, распределения обязанностей, построения целей, мотивационной системы. Очень много моментов надо было дорабатывать и менять. Я получила MBA в Берлине и начала заниматься реструктуризацией. В течение полутора лет у нас обновился коллектив на 95%.  Не могу сказать, что сделала всё perfect — нарубила много дров и получила много шишек.

— Расскажи об этих «дровишках», какие знания ты вынесла?
— Я не умела находить и развивать в людях их сильные качества. Наседала своим видением на сотрудников, которые могли бы продолжать с нами работать в другом качестве. Не всем это нравилось, со многими нам пришлось расстаться.

— Во время собеседования какие качества тебе важны в человеке?
— Во-первых, пунктуальность. Смотрю, как человек заранее подготовился, что  знает о компании. Мне важно, чтобы человек был максимально открыт и понимал, что я от него жду как потенциальный работодатель. Есть ли у него есть опыт в нашей сфере, может ли он его применить у нас, может ли он улучшить то, что мы уже сделали. Ну, и такие понятные вещи, как приятная внешность, открытость, энергетика – это всё очень важно.

— Какие качества неприемлемы в сотрудниках компании Vlaekan?
— Нечистоплотность в делах, непорядочность — то есть базовые человеческие ценности. Важно, чтобы человек действительно хотел работать на этой позиции, на берегу проговаривал свои желания касательно развития. Если он к этому открыт, это классно, тогда я понимаю, что человек прозрачен и мы сможем с ним договориться.

О ЛИЧНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ЗДОРОВЫХ РИТУАЛАХ
— Ты сейчас живешь на две страны – Казахстан и Швейцарию. Как это влияет на твою работу?
— Поначалу было очень сложно, потому что я не могла себя организовать в плане тайм-менеджмента, личных задач, которые были связаны с командой. Учитывая разницу во времени, мне понадобилось где-то полгода научиться работать на дистанции.

— Как ты держишь руку на пульсе рабочего процесса?
— У нас есть цели на год, на полгода, на месяц. И вся команда эти цели знают. Мы используем облачные сервисы и платформы планирования проектов, созваниваемся ежедневно. Каждые две недели более детально обсуждаем, что сработало, а что нет.

— Как выглядит твой рабочий день?
— Я всегда встаю в 7:30, завтракаю…

— Какой выглядит твой завтрак?
— Начинаю с черного кофе и часов в 11 я стараюсь перекусить. Я обожаю овощи, авокадо, яйца, хлебцы.
До обеда стараюсь сделать как можно больше звонков в Алматы, чтобы спланировать дела во второй половине дня. В тот момент, когда все по времени Алматы уходят из офиса, я пишу имэйлы, отвечаю партнерам, вношу правки на наших сайтах. В 22:00 я уже в постели.

— Знаю, что ты придерживаешься ЗОЖ. Какие у тебя основные принципы? Что ты делаешь для того, чтобы быть здоровой и красивой?
— Минимум три раза в неделю бегаю по 6 км. Меня это очень сильно разгружает ментально. Когда чувствую, что упало давление или нет настроения, бегу и всё быстро восстанавливается. Стараюсь есть на 80% свежую еду. На 20% в рационе могу себе позволить бургер или картошку. Но я не большой фанат этого всего. Питаюсь очень просто – в основном это овощи. Люблю делать пюре из корня сельдерея, обожаю авокадо, огурцы, редис, помидоры, ягоды, физалис, травяной чай. Хорошие рестораны тоже люблю!

— Ну, ты ведь и сама по природе суперстройная.
— Да, но приходится иногда режим корректировать не для похудения, а чтобы держать тело в тонусе, хочу выглядеть классно на пляже! Ну, и конечно, Швейцария – это страна для хороших продуктов. Я не пью молоко, не ем сахар, почти не ем сладкое.


— Как ты борешься с выгоранием? Где твое место силы?
— Место силы – мой дом. Мне достаточно пару дней посидеть дома, ничего не делая, может быть, почитать книгу, посмотреть сериал, и я уже в строю. Но раз в год нужно уезжать на 2-3 недели куда-то на море, просто лежать, не работать, ничего не делать.

ТРИ СОВЕТА НАЧИНАЮЩИМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ:
1) Не «складывайте яйца в одну корзину» — не нужно вводить себя в зависимость от одного бренда, от одного актива, желательно делать диверсификацию, но в одной индустрии, которая нацелена на одну и ту же целевую аудиторию.
2) Постройте видение, куда вы хотите прийти, где вы видите свою компанию, какой она должна быть.
3) Всегда учиться, узнавать новое, повышать компетентность в своей сфере. В моей сфере это регулярное посещение выставок, производств, конференций. Стараюсь всегда понимать, где я проседаю по знаниям, и заполнять эти пробелы.

_________________________
Вопросы: Анна Тустикбаева

Фото: Елена Пак-Ким

ПОХОЖИЕ ПОСТЫ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *